Не так давно, когда на рынке труда только появилась новая профессия «PR-менеджер», обязанности его сводились в основном к написанию разного рода рекламных текстов. Но рыночная экономика и свободная конкуренция диктуют бизнесу свои условия, и сегодня в штате любой уважающей себя крупной компании имеется PR-менеджер, обязанности которого зависят от политики компании и структуры PR-отдела в целом. В небольших компаниях функции PR-отдела зачастую берет на себя отдел маркетинга, порой представленный единственным сотрудником, являющимся одновременно и маркетологом, и менеджером по продажам, и PR-менеджером. Обязанности такого сотрудника довольно широки, в результате чего непосредственно пиару уделяется ничтожно мало времени. Но в крупных корпорациях, идущих в ногу с рынком, обычно все-таки функционирует специализированная служба по связям с общественностью, включающая одного или нескольких PR-менеджеров, обязанности которых зафиксированы в должностных инструкциях. Возглавляет названную службу PR-директор или старший PR-менеджер. Обязанности его сводятся в основном к координации и контролю деятельности службы.
Если исходить из значения понятия PR, пиарщик отвечает за любые связи предприятия с общественностью, а именно – за медиа-коммуникации и формирование положительного имиджа предприятия в глазах целевой аудитории. С учетом этого, важнейший навык грамотного пиарщика – умение коммуницировать с людьми. Дипломатичность и повышенная эмоциональная устойчивость также не повредят в работе PR-менеджера. Обязанности его обычно включают:
организацию работы в области коммуникаций: решение любых вопросов, затрагивающих связи с общественностью и влияющих на имидж компании;
организацию различных публикаций о компании, написание новостей и пресс-релизов и их распространение в СМИ, проведение презентаций и пресс-конференций;
организацию и проведение имиджевых мероприятий, в том числе благотворительных;
разрешение конфликтных ситуаций, угрожающих репутации компании, ответы на полученные жалобы от потребителей;
организацию эффективной внутренней коммуникации: проведение встреч, собраний и корпоративных тренингов, выпуск корпоративной газеты и т.д.;
разработку плана проведения PR-кампаний предприятия и составление прогноза их влияния на имидж предприятия;
определение бюджета PR-кампаний;
анализ эффективности проведенных мероприятий и др.
Но это, разумеется, не полный перечень того, чем занимается PR-менеджер. Обязанности его в значительной степени зависят от отраслевой специфики и иных аспектов деятельности компании. Ключевым документом при этом является должностная инструкция PR-менеджера, обязанностям в которой уделено особое внимание.
В условиях экономического кризиса многие организации вынужденно сократили затраты на рекламу и коммуникации, а вместе с тем – и штат PR-специалистов, в ряде случаев оставив в штатном расписании единственного PR-менеджера. Обязанности их при этом, соответственно, существенно расширились. В сфере пиара цениться стал опыт и умение работать самостоятельно, сочетая выполнение обязанностей рядовых специалистов с управленческими функциями.
Сегодня трудно переоценить ту роль, которую выполняет в организации PR-менеджер. Обязанности его могут быть весьма разнообразными, но вся его работа сводится к тому, чтобы компания росла и развивалась не только в сфере производства, но и в сфере социальных отношений, заслуживая уважение потенциальных потребителей.