Пресс-клипинг представляет собой, с одной стороны, подборку материалов средств массовой информации, существующую в виде вырезок газетных статей, отсканированных страниц печатных изданий, скриншотов веб-страниц, содержащих информацию определенного направления, а с другой стороны, пресс-клипинг – это деятельность по формированию такой подборки. Пресс-клипинг помогает оценить эффективность проводимых PR-кампаний и получить представление о степени освещения средствами массовой информации определенных тем и мероприятий, оценить уровень лояльности средств массовой информации и потребителей к компании, а также на основании полученных данных оптимизировать PR-деятельность компании, скорректировать маркетинговую стратегию и использовать полученные данные в рекламных целях.
Пресс-клипинг предполагает постоянную деятельность по мониторингу средств массовой информации, но может быть и ретроспективным, в ходе которого собираются материалы на интересующую тематику за определенный период. Поиск информации для пресс-клипинга осуществляется в Интернете, в специальных библиотеках, путем взаимодействия с многочисленными редакциями СМИ. Для всестороннего пресс-клипинга желательно получить также стенограммы радио- и телевизионных передач. Однако собрать с помощью пресс-клипинга все существующие публикации на интересующую тему практически нереально, так как ни одна технология из тех, которыми пользуется пресс-клипинг, не может обеспечить ежедневный мониторинг всех мировых СМИ.
Пресс-клипинг может осуществляться как сотрудниками pr-отдела компании самостоятельно, так и специализированными агентствами по заказам, что в ряде случаев предпочтительнее.
Пресс-клипинг – довольно кропотливая работа, связанная с доступом к специализированным библиотекам, который предоставляют такие компании, как «СКАН», Public.Ru, «Парк. Ру», «Интегрум», «Медиалогия», Factiva, LexisNexis. Также в ходе пресс-клипинга используются разнообразные поисковые системы и новостные агрегаторы, а в последнее время особое внимание уделяется мониторингу блогосферы.