Обратная связь - это отклик, ответная реакция на какое-либо сообщение, действие или событие. Обратная связь в рамках теории коммуникации является ответной реакцией получателя на информацию, поступившую от источника. При наличии обратной связи коммуникация превращается в двусторонний процесс, при котором возможна корректировка целей и поведения участников коммуникации. Обратная связь способствует эффективному обмену информацией, так как дает понимание, в какой мере сообщение понято принимающей стороной, правильно ли ей интерпретирована информация.
Обратная связь может быть оценочной или безоценочной. При оценочной обратной связи получатель сообщает источнику свою точку зрения, мнение, отношение к тому, о чем идет речь в первоначальном сообщении. Это может быть негативная оценка (корректирующая функция обратной связи) или оценка положительная (функция поддержки). При оценочной обратной связи предпочтительнее использовать указание о том, что речь идет о частном, личном мнении. Безоценочная обратная связь не предусматривает высказывания отношения к обсуждаемой теме – такая обратная связь используется, когда есть необходимость выяснить мнение визави, помочь ему конкретнее сформулировать мысль.
Обратная связь является обязательным элементом связей с общественностью, так как без нее невозможно осуществление информационного взаимодействия. Обратная связь позволяет получать информацию, выяснять общественное мнение, узнавать реакцию людей и социальных групп на те или иные события, отслеживать тенденции, настроения в обществе. Элементами обратной связи являются технические средства связи всех видов – телефон, электронная почта и так далее; мониторинг средств массовой информации, освещающих определенные темы; мониторинг общественного мнения, его изучение и анализ; обращения и отклики; публичные дебаты, дискуссии и обсуждения интересующих вопросов (сюда же можно отнести всевозможные «круглые столы», конференции и т.п.); прием граждан представителями властных структур; обращения к органам власти и управления, и другое.