Госструктуры как источник культурно-символической политики
Вниманию читателей предлагается книга окультурно-символической политике, образах исмыслах культуры политики. Междисциплинарное исследование включает мнения осимволах, предоставленные руководителями субъектов Российской Федерации, главами государств, дипломатами, депутатами Государственной Думы ФСРФ, чиновниками России ииностранных государств. Исследуются символические модели различных сообществ, особое внимание уделяется современной российской имперско-советско-президентской символической модели. Начала культурно-символической политики рассматриваются как процессы создания иматериализации культурных символических моделей, которые включают культивирование доверия ивзаимопонимания, обучения ивоспитания, исходя изприоритета критерия истинности, для максимальных мирных общественных достижений.
Книга предназначена всем, кто интересуется как исследованиями символов, так иобщественно-политическими проблемами.
Вданном уникальном исследовании— десятки мнений осимволах, предоставленные представителями госструктур изразличных стран. Мнения снабжены краткими или обширными комментариямиД.А.Мисюрова, композиция раскрывает начала культурно-символической политики. Приведем лишь два примера:
Вкультурно-символической политике связи между символами носят характер физической дополнительности, частицы иволны, где вкачестве волны выступает преимущественно идеальная ипостась символа, его смысл, авкачестве частицы— преимущественно образ. Для познания ипреобразования, изменяющиеся объекты рассматриваются как взаимосвязанные образы исмыслы.
Для выявления связей всимволической системе показательно мнение Главы Республики КарелияС.Л. Катанандова оСимволах Республики Карелия[1]:
Символы Республики Карелия
Республика Карелия, которой яруковожу с1998года, является частью Российской Федерации— многонационального государства смножеством культур, языков инародов. Одним изэтих народов являются карелы, которые издревле населяли землю между Онежским иЛадожским озерами наюге иБелым морем— навостоке. Они идали название республике.
Своей государственности, а, соответственно, исвоей символики карелы неимели доначала XXвека. Первым стабильным административно-национальным образованием натерритории республики стала Карельская трудовая коммуна, созданная постановлением ВЦИК от8июня 1920года.
В1999году Законом Республики Карелия установлено, что 8июня является Днем Республики Карелия. Этот праздник очень дорог имне, имоим землякам. День республики мысчитаем днем истории края ипраздником становления государственности Карелии. Это праздник земли, где мыродились ивыросли, где растут наши дети.
Празднование Дня Республики традиционно сопровождается выставками, фестивалями иконцертами встолице ирайонах республики. Карелия чествует своих героев— ветеранов войны итруда. Поуже сложившейся традиции кэтому дню вреспублике открываются новые социальные сооружения.
Карелия входила всостав СССР, имея вразное время различный статус (втом числе была шестнадцатой союзной республикой— Карело-Финской ССР). Вавгусте 1990года Верховный Совет принял декларацию огосударственном суверенитете Карельской АССР, ав1991году наша республика была переименована вРеспублику Карелия.
Ктому моменту Карелия имела свои герб ифлаг, принятые в1978году, однако всвязи спроцессами, происходившими вобществе, эти символы необходимо было менять.
Поэтому вноябре 1991года Президиум Верховного Совета РКпринял постановление, согласно которому объявлялся конкурс насоздание новой государственной символики, отражающей национальные исторические традиции иособенности.
Герб Республики Карелия представляет собой прямоугольный закругленный внижней трети, трижды пересеченный вравных долях цветами государственного флага Республики Карелия щит сизображенным нанем профилем стоящего медведя черного цвета. Золотое обрамление щита переходит встилизованное изображение ели слевой стороны исосны— справой. Внавершии щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенный крест) золотого цвета.
Важно отметить, что флаг игерб Карелии неявляются простым случайным сочетанием цветов ифигур, аимеют свое значение, причем значение имеет как каждый элемент, так иих совокупность.
Работая над созданием герба, его автор Юрий Нивин изучал архивный, исторический материал идаже провел собственное социологическое исследование, опросив несколько сотен жителей республики. Исследование касалось ассоциативного цветового восприятия Карелии, что должно было найти отражение вцветовой гамме герба.
Выяснилось, что убольшинства опрошенных (98%) пространство Карелии ассоциируется ссиним, голубым изеленым цветами— это цвета бескрайних лесных просторов, тысяч озер ирек. Белый цвет добавили кним 13% опрошенных, и2%— красный.
Медведь— одна изпопулярных фигур вгеральдике, встречающаяся вомногих европейских ироссийских гербах. Одновременно медведь— один изпочитаемых животных уфинно-угорских народов, ккоторым относятся карелы. Всовременном местном фольклоре фигура медведя объясняется следующим образом: если взять картографические очертания Республики Карелия, и, перевернувих вверх ногами, мысленно дорисовать одну излап, получится этот самый медведь сгерба республики.
Внавершии щита расположена восьмиконечная звезда (сдвоенный крест) золотого цвета— это довольно распространенный элемент карельской ивепсской вышивки. Восьмиконечная звезда— астральный знак, символ путеводной звезды народа, источник жизни, счастья ипроцветания, богатства, изобилия, символ высоких устремлений иидеалов.
Философское олицетворение этих устремлений отражено впамятнике духовной культуры карельского народа— эпосе «Калевала», вобразе мельницы Сампо— «Счастья вечного начало». Это роднит Карелию сдругими финно-угорскими народами. Схожий символ вгербах ифлагах имеют республики Российской Федерации Мордовия, Удмуртия, Чувашия.
Украшения щита ввиде сосны иели символизируют исключительно важную роль этих деревьев вжизни Карелии. Сосновые леса занимают примерно 60процентов лесного массива нашей республики, еловые— около 30процентов. Изображение ели исосны— часто встречающийся элемент карельского орнамента, что является отголоском древних представлений, связанных спочитанием растительности.
Официальные символы республики также вошли всостав эмблемы Дня Республики Карелия, созданной кее 80-летнему юбилею. Центральное место вэмблеме занимает герб Карелии, наложенный накарту республики, нафоне флагов России иКарелии, вписанных вщит определенной формы. Эта эмблема каждый год служит символом Дня Карелии, меняется лишь год вверхней части эмблемы.
Использование герба ифлага Республики Карелия можно видеть вэмблемах, знаках илоготипах различных праздников, газет, предприятий. Эти символы уважаемы илюбимы жителями нашего края, поскольку имеют определенную традицию, отражают исторические, географические иэкономические особенности Республики Карелия, являются объединительными символами для всего населения республики.
Глава Республики КарелияС.Л. Катанандов
Характер взаимосвязи символов вомногом определяется временем иместом взаимодействия. Распространены попытки перенести исследования символического нанекий универсальный культурный уровень[2], однако существует определенный контекст конкретно-исторических символических связей. Риторика речей политиков— один изосновных источников образов исмыслов эпох.
Висполненной символами статье Главы Республики Карелия особенно ценны связи всимволической системе, характеризующей современную Карелию. Вчастности, прослеживается взаимосвязь национальной игосударственной символики, втом числе вназвании республики. Символика пространства (контур Карелии накарте) идревние верования преобразуются включевой символ— Медведя, занимающего центральное место вгербе, образы ели исосны входят ворнамент ивсовременную макроэкономическую процентную символику, асочетание символов гармонично образует эмблему Дня Республики Карелия. Восьмиконечная звезда как «астральный знак, символ путеводной звезды народа, источник жизни, счастья ипроцветания, богатства, изобилия, символ высоких устремлений иидеалов» образует символическуюсвязь сдругими народами, официальными инеофициальными символами, другими временами иидеалами. Указание наконкурс символики, символизирует связь представителей официальной власти играждан, необлеченных властными полномочиями. Причем даже выбор цветов символики-победителя проходил сопорой намнение народа, что также наглядно подтверждает право символов называться базой новой коммуникации, основой установления обратных связей различного уровня. Особо символичен духовный памятник культуры— эпос «Калевала», ставший символом всего человечества. Так эпическая мельница Сампо— «Счастья вечного начало»— прославила Карелию, Россию имировую эпоху, аглава региона, символически выражая современную Республику Карелия, явил пример культуры, основанной назнании символов ипониманииих значения вупорядочивании хаоса окружающей действительности, втом числе впоиске культурного разрешения межнациональных проблем. Достижения прошлого инастоящего символично связаны: «Празднование Дня Республики традиционно сопровождается выставками, фестивалями иконцертами встолице ирайонах республики. Карелия чествует своих героев— ветеранов войны итруда. Поуже сложившейся традиции кэтому дню вреспублике открываются новые социальные сооружения».
Связи между символами, возможно, носят характер физической дополнительности, частицы иволны, где вкачестве волны выступает идеальная ипостась символа, его смысл, авкачестве частицы— образ. Возможно, стремление кдостижениям также связано сфизическим принципом дополнительности, когда для освоения объекта, необходимо, например, рассмотреть его природу икак частицы, икак волны, причем волну здесь можно скорее отнести ксимволическому смыслу, ачастицу— кобразу. Вдругих теориях применение принципа дополнительности вполитической науке дает ценные результаты[3]. Любое достижение— это триумф общественной согласованности.
Масштабные символические модели исходят излокального взаимодействия людей впроцессе труда иотдыха. Всимволических играх создаются модели сотрудничества. Насколько труд— праздник, насколько труд— свободный выбор, настолько счастливее общество. Символические утопии также важны для культурно-символического моделирования, как истрогий математический расчет.
Символика «Калевалы» говорит омечте итруде— ключевых символах человечества:
Начетвертый день нагнулся
Тот кователь Ильмаринен
Посмотреть, что получилось
Напылавшем дне горнила;
Изогня там плуг выходит,
Унего сошник иззлата,
Стержень плуга был измеди
Исеребряная ручка.
Свиду был тот плуг прекрасен...[4].
3.7. Символическое моделирование
Иявсвоем слове, обращенном кучастникам митинга, сказал отом, что как былобы хорошо, еслибы все страны разоружились истали соревноваться, кто выше идальше будет летать вкосмос, кто сделает больше научных открытий.
Ю. А.Гагарин «Дорога кзвездам»
История человечества— это история борьбы засвободу создания ивоплощения вжизнь символических моделей иистория освобождения отсимволических моделей. Ошибки всимволическом моделировании нанациональном уровне обходятся обществу очень дорого, поэтому столь серьезна борьба заключевые национальные идеи. Удачные символические модели могут стать образцами для всего человечества.
Президент (в2007году) иминистр иностранных дел Швейцарии Мишелин Калми-Рей порекомендовала использовать для книги «Символы осимволах» свое символичное выступление послучаю празднования 1-го августа[5] (национальный праздник Швейцарской Конфедерации):
Обращение Президента иминистра иностранных дел Швейцарии Мишелин Калми-Рей послучаю празднования 1-го августа. Швейцарская Конфедерация, Рютли, среда, 1августа 2007год.
...
Дорогие швейцарцы ишвейцарки, дорогие жители ижительницы страны,
Яприветствую вас всех, приветствую наРютли.
Сегодня, 1-го августа, яочень рада, что праздную вместе свами 716-й день рождения нашей страны наэтом лугу.
Луг Рютли— необычныйлуг. Это символ Швейцарии, онсимволизируетто, что объединяетнас. Здесь сформировалась современная Швейцария сее обществом— демократическая имногонациональная.
Объединяет нас неязык, религия ипроисхождение. Нас объединяет желание жить вместе итакие символы, как Рютли, такие ценности, как нейтралитет. Это всето, что связывает любого изнас снашей страной, это наши политические институты, наша мирная идемократическая традиция. Это наша тесная связь снашей природой, озерами игорами, ароматами. Это патриотизм, ионесть вовсехнас. Невозможно, чтобы какое-нибудь одно меньшинство объявило Национальный праздник налугу Рютли исключительно своим, адругим отказалобы вдоступе илишилобы их слова. Яблагодарю всех вас— вас, пришедших сюда, чтобы защитить свободу слова исвободу собраний.
Откудабы родом мынибыли икембы мынибыли, права унас одинаковые. Всегодняшнем открытом мире сего бесконечным многообразием облик Швейцарии вбольшей степени, чем когда-либо, характеризуют свобода мнения, свобода собраний исвобода вероисповедания. Никто, будь топравое или левое меньшинство, недолжен инеможет использовать государство, созданное нашими общими усилиями иявляющееся нами самими, всвоих личных интересах.
Меня удивило, как много было высказано сомнений впреддверии празднования этого 1-го августа. Одни сочли сумасбродной идеей, что вэтот раз наэтом лугу 1-го августа будут выступать сречью две женщины. Другие поставили наобсуждение вопрос, подобаетли приверженцам левого политического крыла вообще отмечать Национальный праздник наРютли. Апочему женет? Нам, женщинам, напротяжении многих поколений пришлось бороться зато, чтобы всобственной стране добиться элементарных человеческих прав вполитической сфере.
Прошло всего лишь пятьдесят лет стехпор, как швейцарская община Унтербэх вВале впервые ввела право голоса для женщин. Неравноправие между мужчиной иженщиной все еще остается: заравноценную работу женщины получают на20% меньше. Внаших политических органах женщины представлены нетак, как это соответствуетих проценту внародонаселении. Анаэтажах руководстваих можно встретить, восновном, замонитором или спылесосом вруке. Зато женщины выполняют 80% работы подому. Ивсе еще нехватает яслей идетских садов.
Дорогие женщины, воскресные речи икрасивые законы Конституции здесь непомогут. Чтобы изменить такое положение вещей, нужно действовать.
Дорогие швейцарцы ишвейцарки,
Мыживем втакое время, когда обостряются социальные различия. Нетолько материальные различия враспределении благосостояния внашем обществе, ноиэтнические, культурные ирелигиозные. Эти различия стары, как само человечество. Уних всегда две стороны— они могут вести как квзаимному обогащению, так кконфликту иразрушению. Исуществование второго часто бывает сопряжено счувством утраты, утраты себя, утраты своей родины. Реакция наэту утрату— страх. Кто боится, тот ограничивает сам себя, строит заборы иукрепляет границы. При этом другие становятся еще более «другими», итеряется возможность найти общий язык. Новмирном сосуществовании Швейцария сумеет сохранить свое лицо в 21-м веке. Нам это под силу. Вспособности устанавливать связи играмотно обращаться смногообразием всегда была иесть наша сила.
То, что явам говорю, неабстрактные эстетствующие размышления, ажесткая политическая реальность. Наша сплоченность, наша способность жить вместе воткрытой Швейцарии итворить свое будущее— качества, которые даются нам невсегда просто. Нам приходится выбирать: интегрировать или исключить.
Встране существуют политические силы, бесстыдным образом эксплуатирующие наши страхи итревоги. Вчера они были направлены наитальянских гастарбайтеров. Сегодня— против мусульман внашей стране, которые сделались предметом новой культурной войны.
Последнее проявление этой политики запугивания идискредитации— предложение вышвыривать изШвейцарии подростков-правонарушителей вместе сих семьями. Мынеможем этого допустить. Изгнание нерешает проблем, аобостряетих. Мынеможем незамечать, что уровень преступности среди подростков-иностранцев непропорционально высок. Номызнаем, что это связано нескультурно-этническим происхождением. Здесь гораздо более важную роль играют факторы риска, которые могут приводить кнасилию ипреступлениям исреди швейцарцев, аименно, социальное происхождение, недостаток образования иполовая принадлежность. Подростковое насилие— социальная, анеэтническая проблема. Важно, чтобы мывсе нашли общий язык, важно, чтобы была интеграция; важно, чтобы при всех различиях впроисхождении икультурной принадлежности мывместе работали надтем, чтобы жизнь внутри Швейцарии стала мирной ивсегда оставалась таковой.
Унас есть Конституция. Унас есть законы. Иони распространяются навсех. Нам ненужны специальные регулирования. Нонебудем забывать, что пятая часть нашего населения должна лишь следовать этим законам, апринимать участие вих формировании неможет. Наша демократия сможет стать лучше.
Мы— патриоты, любящие свою страну иживущих вней людей. Мы— ненационалисты, ненавидящие других иизгоняющиеих. Мыникого необособляем. Мыпринимаем иинтегрируем. Мызнаем, что такое плюрализм имногообразие— многообразие происхождений имногообразие культур. Это внашем характере. Наэтом зиждутся наши ценности, которые сплачивают Швейцарию.
Ноценности нерастут надеревьях.Ихнельзя вот так просто сорвать. Они растут висторическом процессе, возникают вдискурсе, вмыслях, вполитической практике иразумном урегулировании разногласий. Мыдолжны обсуждать эти ценности, проверятьих, культивировать ихи, если необходимо, отстаивать ивступаться заних.
Дорогие швейцарцы ишвейцарки,
Яблагодарна судьбе зато, что яшвейцарка. Ягоржусьтем, что могу принимать участие вжизни своей страны, где недоминирует ниодна конкретная группа, авсе меньшинства пользуются уважением имогут участвовать впринятии решений; страны, где люди, принадлежащие различным культурам иговорящие наразных языках, построили действующее государство— государство, которое защищает своих гражданок играждан идаетим чувство родины.
...
Швейцария многого достигла. Это должно наполнять нас благодарностью ирадостью. Раз вгод мыможем идолжны это продемонстрировать иотпраздновать. Для всехтех, кто верит вШвейцарию, наш Национальный праздник— необычный день. Также, как илуг Рютли— необычныйлуг. Онсимволизирует нашу волю совместными усилиями защищать иотстаиватьто, что нас объединяет.
Япоздравляю вас всех снашим Национальным праздником.
...
Лидеру Швейцарии пришлось использовать несколько европейских языков, чтобы лучше донести образы исмыслы своей праздничной речи, символическую модель Швейцарии миру. Весь пафос, логос, этос выступления— подтверждение истины отом, что любое единство, независимость ипроцветание страны— плод упорной многолетней борьбы итруда: «Ноценности нерастут надеревьях.Ихнельзя вот так просто сорвать. Они растут висторическом процессе, возникают вдискурсе, вмыслях, вполитической практике иразумном урегулировании разногласий. Мыдолжны обсуждать эти ценности, проверятьих, культивировать ихи, если необходимо, отстаивать ивступаться заних».
Реальность Швейцарии— это постоянная сознательная борьба, зачастую скрытая заобщим образом благополучия, это постоянное символичное разрешение проблем под эгидой основополагающих идеалов «нейтралитет», «мирная идемократическая традиция», «тесная связь снашей природой», «это патриотизм». Витоге— реальные достижения, победы ипраздники как символы страны. Знаменитые швейцарские часы, швейцарские курорты ишвейцарские банки— это лишь некоторые проявления раскрытия общих символических моделей. Имеет смысл обратить особое внимание нариторику лидера выдающейся страны встоль символичный день, день празднования 716-летия истории Швейцарии:
«Мыживем втакое время, когда обостряются социальные различия. Нетолько материальные различия враспределении благосостояния внашем обществе, ноиэтнические, культурные ирелигиозные. Эти различия стары, как само человечество. Уних всегда две стороны— они могут вести как квзаимному обогащению, так кконфликту иразрушению. Исуществование второго часто бывает сопряжено счувством утраты, утраты себя, утраты своей родины. Реакция наэту утрату— страх. Кто боится, тот ограничивает сам себя, строит заборы иукрепляет границы. При этом другие становятся еще более „другими“, итеряется возможность найти общий язык. Новмирном сосуществовании Швейцария сумеет сохранить свое лицо в 21-м веке».
Многиели люди способны искренне сказать осебе исвоей стране словами Мишелин Калми-Рей, предложениями, которые могут стать символом— манифестом гуманизма:
«Яблагодарна судьбе зато, что яшвейцарка. Ягоржусьтем, что могу принимать участие вжизни своей страны, где недоминирует ниодна конкретная группа, авсе меньшинства пользуются уважением имогут участвовать впринятии решений; страны, где люди, принадлежащие различным культурам иговорящие наразных языках, построили действующее государство— государство, которое защищает своих гражданок играждан идаетим чувство родины».
Видеальной форме символически моделируется будущее, которое при всей корректировке практикой, отразит дух ибукву символичного выступления политика.
[1]КатанандовC. Л.Символы Республики Карелия // ПисьмоД.А. Мисюрову, электронная почта от14декабря2007, Т.А.Колесова, начальник Экспертно-аналитического управления Администрации Главы Республики Карелия.
[2]ЛичЭ.Культура икоммуникация: логика взаимосвязи символов. Киспользованию структурного анализа всоциальной антропологии/ Пер. сангл.— М., 2001.
[3]Rasmussen Erik. Complementarity and Political Science: AnEssay onFundamentals ofPolitical Science Theory and Research Strategy. OdenceUniversityPress, 1987.
[5]Калми-Рей Мишелин. Обращение Президента иминистра иностранных дел Швейцарии Мишелин Калми-Рей послучаю празднования 1-го августа2007 г. / Пер. ОбращенияснемецкогоЛ. Проценко // ПисьмоД. А.Мисюрову, Berne, 14th January2008, Micheline Calmy-Rey, Federal Councillor. Website inGerman: http://eda.admin.ch/etc/medialib/downloads/edazen/dfa/head/speech.Par.0186.File.tmp/0807_Ruitli_d.pdf.