В83субъектах Российской Федерации зарегистрированы ифункционируют либо отделения общероссийских общественных организаций, либо некоммерческие союзы, функционирующие только вопределенном субъектеРФ. Вне зависимости отчисленности населения иразмеров территории вкаждом изроссийских регионов осуществляют деятельность отодной додвух тысяч общественных структур граждан. Стоит отметить, что, наряду сконкретными практическими мероприятиями, значительное место вфункционировании большинства неправительственных организаций занимает процесс информационного сопровожденияих деятельности, который осуществляют специалисты посвязям собщественностью (СО). Всилу данного обстоятельства сорганизационной точки зрения можно выделить три подхода кформированию PRобщественных организаций. Фактическиже можно говорить оналичии трех групп НПО, которые по-разному формируют информационные практики работы собщественным мнением.
Первая группа— общественные организации врегионахРФ, где функционируют отделы посвязям собщественностью (пресс-службы), являющиеся специализированными подразделениями врамках управленческих структур неправительственных организаций. Это большинство региональных отделений Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), Российского союза промышленников ипредпринимателей (РСПП), Общественные палаты всубъектах РФидр. Стоит также отметить, что, наряду сподразделениямиСО, данные общественные организации, как правило, имеют собственную инфраструктуру корпоративных СМИ, втом числе сайтов, через которые публикуют широкий массив информации освоей деятельности, атакже обладают достаточными средствами для взаимодействия сдругими СМИ.
Кпримеру, Воронежский областной совет профсоюзов, являющийся региональным отделением ФНПР,— учредитель ежемесячной газеты «Наша позиция», заподготовку материалов которой, редактирование ивыпуск отвечает пресс-служба облсовпрофа. Аналогичная практика существует нетолько вдеятельности отделений ФНПР вдругих регионахРФ, ноивотраслевых региональных профсоюзах данной организации. Критичность ряда публикаций вкорпоративных профсоюзных изданиях поотношению кработодателям ирегиональной исполнительной власти зачастую вызывает неоднозначную реакцию сторон всложившейся системе социального партнерства.
Коммуникационная политика первой группы неправительственных организаций благодаря подразделениям посвязям собщественностью, вкоторых работают профессиональные специалисты, вомногом системна, выверена, последовательна исбалансирована. Для реализации собственных PR-целей они используют широкую палитру СО-инструментов иинформационных технологий. Вчастности, воктябре 2009года Воронежский областной совет профессиональных союзов врамках Всемирного дня действия «Задостойный труд» реализовал врегиональных СМИ эффективную акцию, направленную напривлечение внимания кпозиции профсоюзов работодателей, властей, общества вцелом. Входе акции была особо подчеркнута влиятельность воронежских профсоюзов— это 15областных отраслевых профорганизаций, более 3,5тысяч первичных организаций, вкоторых состоят около 400тысяч человек.
Вторая группа— региональные общественные организации, где PR-деятельностью занимается один специалист посвязям собщественностью. Это отделения ОПОРы России, «Деловой России», Торгово-промышленной палаты, различные предпринимательские объединения, социальные иправозащитные структуры. НКО данного типа осознают потребность винформационном развитии, новсилу ограниченности материальных ичеловеческих ресурсов функции различных отделов пресс-службы, как правило, соединяются водном лице. Учитываяэто, сотрудник пресс-службы должен обладать универсальными навыками ипрофессиональным опытом— лишь вэтом случае отего работы будет ожидаемый эффект. Общееже влияние информационного присутствия таких организаций врегионе, понашей оценке, является вцелом незначительным.
Врегиональном отделении Торгово-промышленной палаты вВоронежской области PR-деятельностью занимается пресс-секретарь. Вместе стем, наравне спрофильным специалистом поСО, работу попродвижению ипопуляризации деятельности ТПП врегионе ведет большинство отделов ТПП. Данная работа сориентирована нарезультат— рост весомости иусиление влияния организации. Так, например, вконце 2009года назаседании правления Торгово-промышленной палаты губернатор Воронежской областиА.Гордеев заявил, что принимаемые областной Думой законы будут рассматриваться только послеих экспертизы вТПП. Это решение главы области стало возможным благодаря усилению веса организации, который, всвою очередь, былбы немыслим без эффективного информационно сопровождения деятельности общественной структуры.
Третья группа— общественные организации, вкоторых нет нипрофильных подразделений посвязям собщественностью, ниспециалиста поСО, иих функции берет насебя лидер этой организации. Это самый многочисленный тип НПО вовсех регионах России, большинство изкоторых находится наэтапе становления инеимеет возможности или несчитает необходимым привлекать специалиста поСО. Однако, осознавая необходимость информационного сопровождения деятельности неправительственной организации, их лидеры технически итехнологически осуществляют PR-направление, зачастую необладая специальными коммуникационными знаниями инавыками. Таким образом, ожидать эффективности информационного сопровождения таких общественных структур вэтом случае врядли представляется логичным.
Анализируя PR-деятельность региональных неправительственных организаций, важно иметь ввиду объектих информационного воздействия. Взависимости оттипа НПО, их целей изадач, вроли таких объектов могут выступать власть, региональная деловая иполитическая элита, население субъектаРФ. Понашим оценкам, информационное воздействие регионального третьего сектора впервую очередь ориентировано навласть. Именно эта целевая аудитория располагает ресурсами, которые потенциально могут повысить статус общественной организации посредством выделения грантов ифинансирования.
Вслучае эффективного PR-сопровождения возможное взаимовыгодное сотрудничество сторон позволит некоммерческим организациям нетолько получить необходимое финансирование, ноивыполнять делегированные государством функции поразрешению острых социальных проблем итем самым повышать свой вес вобществе. Однако, как отмечает ряд российских исследователей, существует опасность, что общественные организации станут все больше утрачивать свою независимость ипревращаться вовспомогательные органы государства, осуществляющие делегированнуюим государственную политику вобмен направительственное финансирование.
Избежать таких крайностей для НПО позволит альтернативный характер вотношении объектов информационного воздействия. Российское бизнес-сообщество все чаще заявляет освоей социальной ответственности. Реализация корпорациями PR-проектов социальной направленности пересекается сдеятельностью соответствующих неправительственных организаций, поэтому нередки случаи взаимовыгодного сотрудничества. Деловая элита практикует опосредованные инепосредственные формы работы спредставителями общественных структур граждан. Отинформированности широких слоев населения одеятельности НПО зависитее численность, вес вобществеи, как следствие, эффективность. Именно поэтому представители общественных организаций крайне заинтересованы влояльном отношении состороны граждан.
Таким образом, понашему мнению, влияние неправительственных организаций врегионах вомногом базируется наих присутствии винформационном пространстве. Чем больше региональное общественное мнение узнает одеятельности общественных объединений, вчастности обих конкретной помощи отдельным людям исоциальным группам, чем более эти объединения опираются наподдержку части населения территории, чем более сих гражданскими инициативами считается ипризнаетих значимость власть, тем более серьезная основа для эффективного икачественного PRимеется уНПО. Витоге, благодаря такому PR-продвижению, неправительственные организации становятся интегрированными врегиональное информационное пространство посредством своей медиаактивности.
Что касается оптимальности выбора объектов информационного воздействия, тоона вомногом определяется правильностью направлений связей собщественностью неправительственных организаций. Вэтой связи стоит рассматривать, нанаш взгляд, три подхода, применительно квыбору приоритетов данного порядка. Стоит различать акцентированность большинства НПО только:
а) наинформационном сопровождении как одном изпростейших направлений деятельности всвязях собщественностью;
б) насочетании нескольких форм, включая информационное сопровождение, PR, рекламу, имиджмейкинг;
в) навыбор более масштабного подхода, который предполагает нетолько информационное сопровождение, PR, рекламу, имиджмейкинг, ноилоббизм, проведение информационных кампаний.
Именно втретьем случае, при реализации комплекса направлений всочетании срезультативной работой общественных союзов порешению силами НПО социально значимых проблем граждан, можно предположить нарастание активности неправительственных организаций врегионах истановление эффективного гражданского общества.